«Она прикольная!» — говорит семилетняя Вика Каверина про олимпиаду «Что может корпус». Школа лингвистики вместе с сайтом «Верные слова» второй раз предлагают детям 7 – 16 лет разобраться в НКРЯ и провести собственные лингвистические исследования на корпусном материале. Теперь студентки «Фундаментальной и прикладной лингвистики» побеседовали с победителями и их родителями.

 

Виктория Каверина, 7 лет, и ее мама Анастасия (Воронеж).

 

Анастасия, до олимпиады вы пользовались НКРЯ?

Да. Но никогда не думала, что к корпусу можно приобщить ребенка. Было интересно: это вообще возможно? Получилось, и мы прямо довольны!

Вы делали задания вместе?

Да, я помогала. Например, в задании, где нужно было найти слова, которые оканчиваются на *ужка, Вика не знала, как ввести запрос в корпусе. Задание про хобот ей очень понравилось, потому что там тексты сказочные были. И она сразу поняла, что идти «хоботом» значит ‘следом’, ‘хвостом’. С заданием про суп и борщ Вика тоже долго сидела сама, читала примеры.

Вика, какое задание запомнилось?

Самое первое, где надо было перетаскивать ответы про еду.

 

 

Владислав Средницкий, 8 лет, и его мама Евгения (Одесса).

 

Евгения, вы раньше работали с лингвистическим корпусом?

Нет. Но теперь думаю, что он поможет нам в обучении. Мы живём в Украине, и преподавание русского языка здесь сейчас происходит на достаточно слабом уровне, а так как мы преимущественно разговариваем на русском в нашей семье, то ребенку необходимы занятия. Из ресурсов для начальной школы нам кажутся достойными внимания «Верные слова». Работа в НКРЯ – еще один вариант урока.

Влад, какое задание было самым интересным?

Про то, что борщ – это не суп!

 

Аксинья Бахтина, 9 лет (Москва)

 

Что тебе больше всего понравилось в олимпиаде?

Мне понравились те задания, в которых нужно было работать с графиками. Я люблю узнавать про историю слов, как они раньше употреблялись.

Как ты думаешь, для чего нужен электронный корпус русского языка?

Если вы не знаете о каком-то слове, что оно значит и значило, можно посмотреть в корпусе и все узнать. Я иногда так делаю. 

 

 

Поликсена Дубровская, 11 лет (село Барлук, Иркутская область)

 

Как ты научилась работать в НКРЯ?

В прошлом году прошла курс на «Верных словах». В этом году еще раз его посмотрела, чтобы вспомнить инструкции.

Ты второй год побеждаешь в олимпиаде. Чем она тебе нравится?

Нравится, что не обязательно делать все задания за раз. Можно отложить, подумать и еще раз вернуться. Что есть курс по работе с корпусом: если что-то забыла, можно в него заглянуть. Нравится искать в корпусе – в нем много информации.

Какой, например?

Самое интересное – это происхождение слов. В корпусе видно, когда, как слова начали употребляться – я смотрела по графикам.

 

Татьяна Поспелова, 11 лет (Москва)

 

Откуда ты узнала об олимпиаде?

Прочитала в группе «Младолингвисты» Вконтакте. Я вообще оттуда очень много узнаю связанного с лингвистикой.

То есть ты интересуешься лингвистикой?

Да, и даже очень. Заинтересовалась примерно год назад: порешала задачки с Турнира Ломоносова и они мне очень понравились. Стала ещё решать задачи, например, из Традиционной олимпиады по лингвистике. Мне больше всего интересно строение языков: книга Плунгяна «Почему языки такие разные» совсем меня заворожила, там всё так здорово и понятно объясняется!

И про НКРЯ ты раньше знала?

Про корпус узнала первый раз на сайте «Верные слова». Поучилась в нем работать. Мне очень понравилось, я даже собираюсь использовать НКРЯ в проекте на будущий год. Корпус дает очень много возможностей. Было бы здорово, если бы его изучали в школе отдельной темой!

А в олимпиаде что понравилось?

Задания очень интересные, хотелось докопаться до ответа и узнать правду. Но больше всего помог сам формат олимпиады: очень понравилось, что можно было несколько дней подумать и потом вернуться к решению. Я, например, много раз возвращалась к четвертому заданию, и очень обрадовалась, когда наконец нашла, что сочетание «проблема с» стало употребляться не так давно. И еще очень понравилось работать с биграммами и с графиками. А вот то, что «хоботом» раньше называли хвост, очень меня удивило, это стало самым неожиданным.

Ты решила почти всё. Сложно было?

Не очень. Не нужно было решать на время и нервничать, это плюс. И очень хорошо, что можно пробовать различные способы поиска: так не получилось — тогда придумывай по-другому.

Собираешься участвовать на будущий год?

Да, конечно. Вы знаете, я когда читала ответы, то в них иногда находила лучшие способы поиска, будет интересно их испытать.

 

Маргарита Захарова, 13 лет (Санкт-Петербург)

 

Можешь предложить проекты, которые хорошо делать с помощью НКРЯ?

В корпусе можно следить за историей конкретного слова: когда появилось, как часто употреблялось в разные периоды (интересно подумать, с чем связаны скачки в употреблении), как развивались значения. Можно сделать «биографию» слова по материалам корпуса. Когда ищешь сам, а не просто открываешь словарь, знания лучше укладываются в голове. Плюс в словаре может не быть интересующего тебя слова, а в корпусе оно наверняка есть. Или вот, например, идея: сейчас много спорят о школьной форме. Поиск в корпусе этого словосочетания и анализ контекстов помогли бы понять, вечная ли это проблема. Как относились к школьной форме раньше?

 

 

Андрей Якубой, 15 лет (Москва)

 

Откуда ты узнал об олимпиаде?

Я еще в начале года участвовал в Традиционной лингвистической олимпиаде, после этого начал интересоваться темой, отсюда подписка на группу Вконтакте «Младолингвисты», а там давали ссылку на эту олимпиаду. Я прочитал, мне стало интересно, и вот – зарегистрировался.

А чем она тебя заинтересовала?

Я вообще только тогда о корпусе узнал, почему-то о нем раньше не слышал. Оказалось, что очень интересный ресурс.

Какое задание понравилось?

Например, задание, где нужно в параллельном корпусе найти, есть ли в английском языке переносное значение у выражения «махнуть рукой». Оно прикольное очень: с одной стороны сложное, а с другой — простое.

Удалось попробовать разные способы работы с НКРЯ?

Да. Правда, не все способы понравились.

Почему?

Сейчас объясню. Дело в том, что я незрячий, учусь в школе специальной для незрячих – такой интернат в Москве есть. Кстати, недавно представители вашего факультета приезжали в нашу школу, рассказывали о том, как у вас устроена безбарьерная среда. У вас есть студентка, Оксана Осадчая, которая нам сейчас помогает в переводе на Брайль гуманитарных олимпиад. С ее помощью Лингвистическую олимпиаду перевели на Брайль, и в прошлом году наша школа впервые ее запустила. Ваши студенты стали приезжать к нам, готовить к олимпиадам по русскому и лингвистике. Так вот в корпусе есть такая штука, которая называется графики, и вот с ними я работать, например, не могу.

А для каких заданий нужны были графики?

Например, для последнего, где надо было выбрать письмо, которое не могло быть написано в 1928-м году. Кстати, ответ на него был для меня полной неожиданностью. Для решения надо было в поиск в корпусе вводить «подозрительные» словосочетания. Собственно, я так и делал. Кто же знал, что подозрительное словосочетание – это «проблемы с» чем-то? Вроде, обычное выражение, оно могло существовать давно! Даже не подумал. Я решил, что это вопрос про технологии. Проверял в корпусе слова «робот», «кино»… А когда увидел правильный ответ, это был «полный фейл».

Как ты считаешь, умение пользоваться корпусом тебе пригодится?

Думаю, да. Во-первых, я часто видел в словарях ссылки на корпус при описании употребления слова. А еще у меня часто проблемы с такими заданиями, когда даны какие-то параметры — ну, грубо говоря, сложноподчиненное предложение — и нужно придумать пример. А я не могу придумать. Не знаю, о чем. А тут зашел в корпус, ввел нужные характеристики — вот тебе и предложение из литературы! Еще мне очень понравился мультимедийный подкорпус — там можно послушать, как говорят. Например, забиваешь фразу, и можно узнать, как именно она произносилась в таком-то фильме.

 

Полина Макарова, 16 лет (Москва).

 

Почему ты решила участвовать в «Что может корпус»? Или ты во всех олимпиадах участвуешь, по инерции?

Ну нет, по инерции во всех не участвую, потому что мне немножечко лень. Я просто увидела: олимпиада, связанная с НКРЯ, — а мы эту тему проходили какое-то время назад на занятиях по компьютерной лингвистике в Лицее НИУ ВШЭ.

Твои одноклассники тоже участвовали?

Проблема в том, что сейчас люди еще чтут разделение на «гуманитариев» и «технарей». Поэтому мой класс немного посмеивается надо мной: они думают, что в душе я скрытый гуманитарий, хотя учусь на направлении «математика и информатика».

Что тебе понравилось в олимпиаде?

В ней были вопросы, в которых нужно писать что-то самому. Не просто решить пример, как на математике, где тебе скажут, верное решение или неверное. Здесь нет точного распределения на правильное-неправильное, нет одного ответа на все случаи жизни. Мне именно этим олимпиада и была интересна.