Начнём с родительских страхов. Многим детям нужно время, чтобы научиться читать. И, конечно, все это время их мамы и папы волнуются. В каких случаях родителям, правда, стоит тревожиться?

В тех случаях, когда у ребенка есть достаточно большой читательский стаж и при этом он имеет уровень чтения, не соответствующий этому читательскому стажу. Скажем его довольно долго тренируют в чтении, а при этом он читает по слогам или по буквам; у него невысокий темп чтения; есть трудности с пониманием; он допускает много ошибок. Тогда родителю стоит начать беспокоиться. При этом к оценке читательского стажа надо подходить разумно. Иногда мама говорит: да, мы читаем долго, мы читаем уже год, и он все еще пропускает буквы. А потом выясняется: просто это были нерегулярные подходы к книге. Раз в неделю сесть почитать – это не значит заниматься. Ведь в школьной практике, когда детки поступают в первый класс, они читают каждый день, и в классе, и дома.

 

Значит, за год ежедневных занятий шестилетнего ребенка можно научить читать?

Да, можно. Но говорить об успешном или неуспешном овладении навыком чтения, надо учитывая динамику. Важно, чтобы ребенок постоянно наращивал и технические, и смысловые параметры – увеличивал темп, постепенно переходил от слогового чтения к чтению целыми словами, хорошо понимал прочитанное.

 

Кстати, о темпе – откуда взялись нормативы по скорости чтения?

Сейчас школа обычно предлагает одну цифру, один ориентир скорости для каждого класса. Таким образом составители программ определяют некий средний уровень. При этом техника конкретного ребенка может быть чуть ниже уровня или чуть выше. Скорость чтения лучше  рассматривать как «коридор», «от и до». Для каждого читательского опыта есть свой коридор. Укладываться в него нужно: если нет техники, нет и понимания – это закономерность, которая хотя и может в отдельных случаях не соблюдаться, все же присутствует. Нормативные коридоры высчитывались на больших массивах данных – например, такие исследования проводили Маргарита Николаевна Русецкая, Александр Николаевич Корнев. Вычислялась средняя скорость чтения детей одного возраста и стандартные отклонения от нее, которые и задают некий диапазон значений. Школьные логопеды, которые занимаются профилактикой и коррекцией нарушений чтения, обязательно оценивают технические параметры чтения наряду со смысловыми.

 

Может быть, если чтение пока «не идёт», родителям не надо за него «биться»? Пусть научит учительница в первом классе?

Модернизация букварей привела к тому, что сейчас в школе учитываются потребности детей одаренных, а интересы деток, которые имеют трудности в обучении чтению, учитываться перестали. Современный школьный букварь сделан для читающих детей: он стал очень большим, он содержит огромное количество текстов. Предполагается, что ребенок, который пользуется букварем, уже читает хорошо, и в состоянии прочесть отрывок из художественного произведения. Из-за того, что тексты занимают основное пространство букваря, в нем оказывается недостаточно упражнений на овладение самим навыком. Например, развивающая модель Эльконина-Давыдова и азбуки, которые сделаны по этой модели, категорически не подходят для детей с трудностями в обучении чтению.

 

То есть наша школа делегировала обучение грамоте родителям?

Мы попали в замкнутый круг: в школе ребенку сразу предлагают языковую теорию, он должен не только овладеть звуковым анализом, но и определять признаки звуков, использовать термины. Многие абстракции просто недоступны семилеткам (не говоря уже о шестилетках, на которых изначально была рассчитана четырехлетняя начальная школа). Родитель считает такое обучение слишком сложным и предпочитает подстраховаться, научить ребенка читать дома. С другой стороны, составители учебников, видя, что дети приходят в первый класс подготовленными, еще больше усложняют буквари. Например, уже в начале первого класса учитель может задать ребенку прочитать по букварю текст, а ведь букварь изначально - это книга для ребенка, который не умеет читать!

 

По школьным букварям научить читать невозможно… И что же делать?

Не то, чтобы невозможно. Трудно. Сегодня ни один родитель, который решил научить ребенка читать, не идёт в магазин за школьным букварем. Рынок реагирует на этот запрос. Сейчас в федеральный перечень школьных учебников входит шесть букварей. А дошкольных азбук издается порядка шестидесяти! Эти буквари и азбуки не проходят никакой сертификации – они ведь не нуждаются в ней. Качество пособий может быть очень разным, но стихийно в лидеры выходят те книги, которые нравятся детям и родителям, оказываются им полезными. На рынке продаж сейчас лидирует букварь Надежды Жуковой. Он называется «логопедическим букварем», а в коротеньком предисловии автор пишет, что использует «традиционный» способ подачи материала. Именно на эту «традиционность» и откликаются родители, которые внутренне протестуют против новых школьных методов. Книга, действительно, демонстрирует советскую методику обучения грамоте, которая практиковалась с 1965 по 1985 год. Этот букварь, скорее всего, подойдет и деткам, которые испытывают трудности в обучении чтению: в нем довольно много слогового чтения, тексты адаптированы – это тоже хорошо, потому что для начинающего читателя важно, чтобы в тексте были короткие предложения и простые слова. Звукового анализа в этом букваре немного. Но, честно говоря, и в этом учебнике, и в других есть недостатки. Они связаны с общим кризисом букваристики, отсутствием государственной поддержки исследований в области дошкольной методики обучения грамоте. Я не могу сказать: «Родители, вот букварь, по которому вашим детям будет легко учиться!» Скажем, в букваре Жуковой не очень хороший иллюстративный ряд, а шрифт не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

 

Порекомендуйте еще несколько логопедических букварей!

Удивительно, но около половины всех дошкольных азбук, относится к группе так называемых «логопедических». Они построены в соответствии с методикой обучения деток с нарушениями речи. Авторы используют технологию, которая применяется в логопедических группах детских садов. Сложные для произношения звуки (и соответственно буквы) изучаются позже. На различение похожих звуков/букв отводятся специальные уроки или упражнения. Из таких логопедических букварей можно назвать буквари Е.Косиновой, Н.Нищевой, Олеси Жуковой.  Мне самой нравится учить по букварям, сделанным для деток с ментальными нарушениями – это букварь В.Воронковой и букварь А.Аксёновой. Логопеды обращаются к ним довольно часто.

 

В разных букварях буквы изучают в разном порядке. Почему?

Про порядок букв в логопедических букварях я уже сказала. Что касается других , то у В.Воронковой и А.Аксеновой, так же, как и у Надежды Жуковой, сначала изучаются простые по звуковому значению буквы, например, обозначающие сонорные звуки (М, Н, Р, Л). Эти буквы не меняют звучания в конце слова (как например Б или Д), звуки легко тянутся, что облегчает звуковой анализ. Это традиционный подход, характерный для советской букваристики. В современном школьном букваре Н. Горецкого порядок другой: в нем действует принцип частотности, то есть раньше изучаются буквы, которые чаще встречаются в русских словах. Чтобы сформировать навык смыслового чтения, необходимо читать пусть даже совсем коротенькие, но тексты. Вводя сначала частотные буквы, автор получает больший ассортимент слов для составления таких текстов. Это, конечно, хорошая идея. Но в таком случае вперед выходят, например, взрывные согласные, а они трудно сливаются с другими звуками, ребенку сложно соединить «к» и «а». Такие звуки тяжело выделить в слове. Отчасти поэтому в современных школьных букварях делается такой упор на звуковой анализ.

 

Предположим, подходящий букварь выбран, а чтение все равно продвигается еле-еле. Что Вы посоветуете родителям?

Набраться терпения! На первых порах очень важно одолеть ту самую проблему слияния, о которой я говорила. Главное, не поручайте решение проблемы слияния ребенку! Не требуйте от него, чтобы после одного-двух объяснений он соединил звук «м» и звук «а» и получил «мама». С ребенком надо играть, причем в этой игре взрослый должен сам называть слог много-много раз. Очень хороший способ обучения – чтение «по следам»: каждый слог читает мама, а потом за ней повторяет ребенок. Такое чтение, конечно, требует от родителей большой выдержки, потому что детям иногда нужно очень много повторений. Именно поэтому я советую играть – игра приносит удовольствие всем, она снимает стресс не только у детей, но и у мам. Если не хватает материала, который есть в букваре, пишите слоги на кубиках, на деталях лего, прикрепляйте магнитики на холодильник. Можно, не тратя больших денег, самому сделать прекрасные тренажеры для чтения. Скажем, написать маркером на монетках слоги, а потом, читая, собирать сокровища в пиратский сундук. Цель всех этих игр и упражнений должна быть одна: мама называет – ребенок повторяет. И, конечно, обязательно наступит момент, когда он начнет опознавать слог самостоятельно. Вслед за преодолением технической проблемы слияния, придет удовольствие от чтения. Главное, чтобы задача была посильной, а ее решение доставляло радость!